Уровень образованности нации определяется, прежде всего, уровнем школьного образования как фундаментальной платформы формирования индивида. Статистика результатов ЕНТ по годам должна была показать интеллектуальный потенциал казахстанских школьников, однако в итоге продемонстрировала только половинчатость системы, полностью находясь в зависимости от внешних факторов.
Цифры:
- С 2004 по 2016 год более 1,5 млн выпускников участвовали в ЕНТ, не приняли участие более 470 тысяч.
- За последние 4 года каждый третий выпускник школы игнорировал ЕНТ.
- 355 227 или 22,4% выпускников не прошли пороговый уровень.
- 171 782 или 10,8% выпускников набрали более 100 баллов.
- 169 выпускников набрали максимальный балл.
- 86,7 - самый высокий средний балл по стране зафиксирован в 2011 году, а самый низкий (52,3 балла) - в 2004 году.
- 38,2% - максимальная доля не преодолевших пороговый уровень зафиксирована в 2008 году.
- На 69,7% сократилась доля выпускников с русским языком обучения с 2004 года.
- Выпускники городских школ в среднем набирали на 8 баллов больше, чем их сверстники из сельской местности.
- Выпускники Алматы и Астаны чаще всего показывали самые высокие средние баллы по стране.
Единый экзамен всегда был предметом жарких споров между противниками и сторонниками. ЕНТ несколько раз претерпевал изменения. Как заверяли представители министерства образования, главной целью ЕНТ должно было стать создание системы внешней независимой оценки учебных достижений, обеспечивающей высокое качество образования. Предполагалось, что тестирование гарантирует объективность и достоверность оценки качества образования, социальную справедливость в доступе к высшему образованию, создаст равные условия поступления в вузы для всех - жителей города и села, а также снизит психологическую нагрузку на учащихся, потому как экзамен сдается один раз.
Да, безусловно, ЕНТ повлияло на значительное снижение коррупции при распределении грантов для поступления в вузы, так как этот процесс стал централизованным и был лишен субъективизма.
Однако стало ли тестирование системой объективной оценки знаний учеников? Как показал опыт 2008 и 2012 года - нет. На результаты выпускников влияли такие внешние факторы как замена тестовой базы, усиленный контроль при проведении тестирования и желание руководителей городских и областных управлений образований выделиться. При этом уровень реальных знаний учеников зачастую не совпадал с результатами тестирования. В выпускных классах занятия превратились в заучивание тестовых вопросов, поскольку от результата ЕНТ зависела репутация школы, района и области. Школьники не получали разностороннего развития по всем предметам школьной программы. Из-за невозможности (до 2016 года) пересдачи ЕНТ выпускники, родители и учителя испытывали сильнейший психологический стресс.
Реформа образования входит в число главных задач. И все же, несмотря на существенный рост объемов финансирования и масштабные усилия по реформированию, качество образования если и повысилось за последние десятилетия, то незначительно.
Существует множество путей совершенствования школьной системы, и в педагогическом сообществе нет консенсуса относительно того, какой из них наиболее эффективен. Поэтому так важно изучить все, что известно на сегодняшний день, выявить факторы, имеющие решающее значение и выработать наиболее действенные стратегии развития. Опыт лучших систем школьного образования свидетельствует о том, что решающую роль играют три фактора:
- надо, чтобы учителями становились подходящие для этого люди;.
- следует дать им подготовку, которая позволила бы повысить продуктивность преподавательской работы;.
- необходимо обеспечить условия, при которых каждый без исключения ученик получил бы качественное образование. И, возможно, тогда школьникам будет не важно, какую форму приобретет экзамен.
«Мир меняется, и вместе с ним меняется система оценки знаний. И это хорошо. Нам показалось интересным сделать проект, в котором был бы представлен анализ системы определения образованности казахстанских школьников. Мы тщательно изучили вопрос и сделали любопытные выводы. За последние 4 года в ЕНТ не участвовал каждый третий выпускник. В 2015 году показатель неучастия в ЕНТ составил 66,9%. Мы решили разобраться, почему это происходит, насколько система адекватно отображает образованность наших школьников. Нас удивило то, насколько результат отдельных лет зависел от уровня контроля на тестировании. Глобальный смысл проекта я вижу в необходимости объективного анализа ЕНТ на этапе его реформирования», - комментирует руководитель проекта Баглан Айдашов.