Напомним, крупная автокатастрофа произошла на трассе Омск-Нижняя Омка 24 июня 2016 года. Автобус, в котором ехали работники птицефабрики, неожиданно вылетел на встречную полосу и врезался в груженный кирпичами КамАЗ. В результате погибли 16 человек, в том числе оба водителя, 11 пострадали.
Согласно заключению экспертов, за несколько минут до автокатастрофы у водителя автобуса случился сердечный приступ, и он потерял сознание. В день трагедии 55-летний мужчина, страдающий сердечным заболеванием, находился за рулем более 12 часов. При этом температура воздуха в кабине достигала 40 градусов.
По факту случившегося было возбуждено несколько уголовных дел. Обвинения в нарушении требований охраны труда и оказанию услуг, не отвечающих требованиям безопасности, были предъявлены руководителям погибшего водителя.
Проверки правоохранительных органов показали, что на пассажирском предприятии систематически не соблюдались нормативы рабочего времени и времени отдыха водителей. Зачастую они работали в две смены, не имея достаточно времени для отдыха и восстановления сил.
- По данным следствия, погибший водитель автобуса работал практически на износ. За полгода он отработал сверхурочно 594 часа - это почти в десять раз превышало предельно допустимые нормы, - сообщила «РГ» старший помощник руководителя СУ СК по Омской области Лариса Болдинова.
У мужчины наблюдались признаки хронической усталости и переутомления. Именно из-за этого и он потерял контроль над управлением автобусом и выехал на полосу встречного движения, где произошло ДТП.
Как стало известно, контролирующие органы неоднократно предупреждали руководителей ПАТП № 4 о недопустимости нарушения трудового законодательства и строгом соблюдении правил безопасности перевозок пассажиров.
- Но несмотря на это, Коченевский составлял непосильные для водителей графики рабочего времени и расписание маршрутов, а Чертоляс утверждал их, легкомысленно надеясь, что несчастного случая не произойдет, - говорит Лариса Болдинова. - Такое бездушное отношение обвиняемых к подчиненным, их преступное безразличие к соблюдению конституционных прав рабочих на полноценный отдых и нормированный труд привело к трагедии.
Во время расследования и в суде подсудимые вину не признали, настаивали на том, что переработки водителей были связаны с нехваткой персонала. Но чаще всего сотрудники ПАТП сами брались за сверхурочную работу, чтобы получить больше денег.
Однако в ходе следствия большинство допрошенных работников автотранспортного предприятия признались, что были вынуждены соглашаться на фактически невыносимые условия труда, так как боялись увольнения.
Приговором суда Чертолясу назначено наказание в виде 4 лет 10 месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года, Коченевскому - 4 года лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года 6 месяцев. Помимо этого автотранспортников лишили права в течение 3 лет заниматься деятельностью в сфере пассажирских перевозок.
Между тем.
После трагедии на Сыропятском тракте прокуратура провела проверку на всех транспортных предприятиях Омска и выяснила, что подобные нарушения практиковались повсеместно. Силовики озвучили шокирующие данные - оказалось, что износ пассажирского транспорта в Омске давно превысил 90 процентов, а водители вынуждены перерабатывать и выходить в рейсы на автобусах с техническими дефектами. Транспортная система города давно находится на грани развала.